О перспективах интернет-маркетинговых специальностей

Каждый день мы оставляем о себе огромный пласт информации. И это не только наши заметки в социальных сетях. Наши посты для анализа — совершенно несущественная и, даже, не всегда релевантная часть. Посты, как раз, самая легкая возможность сформировать иной образ о себе или вообще создать фейк.

Но что же мы оставляем? Наши комментарии, лайки, данные о посещаемых сайтах, передвижения в пространстве и посещения разных мест, которые собираются через геолокацию на смартфонах. Только на основе лайков и комментариев можно сформировать достаточно вменяемый образ человека. Скажи мне, что ты лайкаешь — и я скажу, кто ты.

Бесперспективные специальности?

Но эта заметка не о техно-паранойе, а о профессиях. Сегодня существует ряд интернет-профессий, где нужно «угадывать» собеседника. В лучшем случае, эти «угадывания» опираются на какие-то данные, стратегию, понимание целевой аудитории. Например, у smm-менеджера есть какой-то гайд по его работе с аудиторией, и он, все равно, через некоторое время, начинает чувствовать аудиторию лучше всех этих гайдов (из-за этого возможны другие проблемы, но речь не о них).

Похоже, что в будущем подобные профессии исчезнут. Т.е. все специальности, которые «в поле» оперируют данными об аудитории, будут заменены программами.

Сейчас вся информация о нас, наши «лайки и каменты» может обрабатываться рекламными системами, но это только начало. В будущем, это данные будут формировать целые поведенческие паттерны аудиторий, основанные на том, когда и где вы просыпаетесь, что любите смотреть, читать утром, днем, вечером. Куда вы ходите, что покупаете, за кого голосуете, что не приемлете. Вся эта информация есть уже сейчас о большинстве тех, кто имеет смартофон и пользуется интернетом. Системы искусственного интеллекта будут подбирать нужную вам информацию (посты в соцсетях, статьи на сайтах и сами сайты, рекомендации, рекламу и пр.). И более того, они будут их создавать!

Роботы будут сммщиками, копирайтерами, специалистами по контекстной рекламе, контент-менеджерами, отчасти маркетологами и, конечно, журналистами. Впрочем, последних уже используют, например, в Associated Press, где они вместо журналистов-людей составляют и публикуют финансовые отчеты особого вида. Подобный робот, говорят, трудится и в «Яндексе». А сооснователь и главный научный руководитель компании Narrative Science Кристиан Хаммонд уверен, что к 2030 году компьютеры будут писать 90% новостей. И недавно в Facebook сообщили, что формированием новостей в ленте займется искусственный интеллект, своеобразный «робот-журналист», который не только будет автоматически писать новостные тексты, но и следить за их продвижением.

Что же останется человеку?

Это уже более глобальный вопрос, который относится к проблеме, т.н. компьютерного агностицизма, т.е. неприятия той позиции, что машина может мыслить. Подробнее об этом здесь.

Если коротко, то есть у человека то, что машинам не отнять. Например, сторонники гештальт-подхода, говорят о том, что в интеллектуальной деятельности человек оперирует целостными образами. Они являются фундаментальным, системным и неразложимым компонентом мышления. Гештальт несводим к сумме образующих его элементов; механизм его формирования неизвестен. Целостность гештальта и его несводимость к элементам образуют непреодолимое интеллектуальное препятствие для компьютера.

Кроме того, невозможно сформулировать законы бессознательной деятельности, творчества и интуиции.

То есть, как минимум человек сможет создавать маркетинговые стратегии высокого уровня, задавать общую картину, использовать интуицию, креатив, а не только огромные массивы данных.

Нужно готовится к тому, что все эти работы «ручками» уйдут в прошлое, а нам, людям, как персонажам иного порядка в этой игре разума, останется работать головой и сердцем.